Целые сутки: с 8 утра 16 июня до 8 утра 17 июня в Школе драматического искусства длилось уникальное театральное событие «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени-2», действие которого охватило все пространство театра. Так театр и зрители встретили Bloomsday — праздник, отмечаемый во многих странах мира почитателями «Улисса» Джеймса Джойса, одной из самых загадочных книг XX века.
Публика могла бродить по зданию театра «Школа драматического искусства» на Сретенке, перемещаясь из Атриума в театральные кассы, из каминной в буфет, из буфета в зал Глобус… Зрители уходили, возвращались, оставались в пустующем зале — а действие продолжалось, вне зависимости от присутствия или отсутствия публики. Услышать абсолютно весь роман один зритель не мог по определению, но вот попытаться поприсутствовать на чтении всех глав — вполне. Впрочем, этот вызов смогли принять только самые стойкие зрители. К сожалению, корреспондент «ВМ» в их число не попал. Зато ему удалось в промежутке между чтениями поговорить с создателем проекта, режиссером Игорем Яцко.

— Идея провести такой хэппенинг родилась из моего знакомства с этим романом, — вспоминает Игорь Яцко. — Читал я его очень долго — наверно, месяцев восемь. И, вчитываясь, обратил внимание на то, что каждая глава начинается в определенный час. По сути перед нами — своеобразное путешествие во времени в течение одного дня, и есть точная дата этого дня — 16 июня 1904 года. Знакомился с «Улиссом» я, наверно, в 1998 или 1999 году. И тогда подумал, что прочитать такой великий роман в такой великий день — это что-то, да и значит. Так родилась идея: сесть и прочитать «Улисса» в течение суток одному, и пусть у меня даже не будет слушателей. Может, получится такой незримый подвиг ради этого романа. Но оказалось, что за сутки один человек физически не может прочесть весь этот текст, потому что в романе главы удлиняются, есть сложная схема удлинения и разветвления глав, и озвучить весь текст возможно где-то за 90 или 92 часа.

— И было решено, что читать роман должен кто-то еще?

— Да. Здесь надо добавить, что в театре у Анатолия Васильева всегда было почтение к слову, и репетиции в стиле читок проходили часто — как внутри театра, так и на зрителя. И тогда я решил: почему бы не придумать такую систему чтецов, внутри которой мы могли бы вместе озвучивать этот текст. И чтение каждой главы начиналось бы в тот час, обозначенный в романе. Тем более, что актеры ШДИ знакомы с таким полифоническим ведением действия, когда тексты звучат одновременно и происходит неожиданное сплетение смыслов. Стало очевидно, что воплощение моей идеи озвучить «Улисса» — возможно. В 2004 году художник Владимир Ковальчук сделал художественные инсталляции, и хэппенинг случился. Тогда, как и сейчас, а в нем участвовали пластические актеры, вокалисты, хор, музыканты, драматические актеры, стажеры, лаборанты…

— Сколько времени нужно, чтобы устроить 24-часовое театральное действие?

— Сейчас мы готовились 3 дня. Но, на самом деле, это очень долгий процесс невидимой работы, когда каждая глава прорабатывается с актером, продумывается маршрут…

— Один зритель в принципе мог все увидеть?

— Не мог. Но он мог почувствовать атмосферу. Во всех помещениях, где шло действие, находились книги, зритель мог открыть книгу и понять, в каком отрезке романа он сейчас находится. Важно то, что был прочитан весь роман, слово Джойса прозвучало, что мы смогли это осуществить. После первой акции, десять лет назад, у меня спрашивали, а будет ли повторение, и я говорил, что повторение невозможно. Но год назад, когда было 109 лет «Дню Блума», я подумал, что 110 лет — неплохая дата, тем более, что 10 лет шла Троянская война, 10 лет странствовал Одиссей…Оказалось, что актеры, которые делали эту акцию тогда, остались в театре. Многое изменилось в истории театра, страны…Жизнь изменилась, но при этом, с другой стороны, осталось такой же. Оказалось, что жанр, «извлечение корня времени», который мы придумали тогда, действует. Вообще, переменчивость и постоянность- это то, что исследуется в этом романе. И хотелось сделать сценический эквивалент и аналог этого исследования в театре, понаблюдать, как меняется время…

— Вы можете одной фразой сформулировать, о чем этот роман?

— Это поиск. Отец ищет сына, сын ищет отца. И на их связи, на том, найдет ли один другого, строится мироздание. От их встречи зависит состояние мира, состояние времени…И даже сама встреча — только состояние времени, поиск продолжается…
Понимаете, Джойс создал книгу энциклопедического размаха, и так сложно и глубоко, космогонически, ее устроил, что она является бездонной и безбрежной. Только прочитав «Улисса» однажды можно поставить крестик — ты это сделал. Люди делятся на тех, кто не читал эту книгу, читал, но бросил, читал, но не дочитал, прочитал один раз — и это уже большая победа. Я — счастливец, читаю книгу в пятый раз. И я не могу сказать, что я все понял или что-то понял. Я понял какую-то маленькую толику. И сейчас, после прочтения романа на публику, открыл в нем другие эмоциональные глубины. Эта книга — как некое пространство, дорога, которая затягивает смельчаков и одиночек.

— Сейчас модным стал жанр променад-театра, когда зрители не сидят в зале, а перемещаются по театру. Но десять лет назад, по сути, вы были первыми, кто отважился провести такую акцию?

— Я не слышал, чтобы где-то в мире за одни сутки был прочитан весь роман. «День Блума» празднуют, но то, что сделали мы в Школе драматического искусства — уникально.

 

СПРАВКА «ВМ»

Действие романа Джеймса Джойса «Улисс» разворачивается 16 июня 1904 года, когда Леопольд Блум совершает своё путешествие-«Одиссею» по Дублину. Увековечить эту дату Джойс решил в честь дня первого свидания с Норой Барнакл , горничной отеля Finn’s Hotel, ставшую затем женой писателя. Позже почитатели романа по всему миру стали обмечать в этот день Bloomsday, «День Блума». К столетию «Дня Блума», в 2004 году, ученик Анатолия Васильева, режиссер Игорь Яцко совместно с художником Владимиром Ковальчуком уже проводили хэппенинг, который вошел в книгу рекордов России как самое длительное театральное представление. Тогда Игорь Яцко говорил, что повторение невозможно. Однако в 2014 году повторение все-таки случилось, и теперь режиссер уже не считает, что еще один «День Блума», невозможен.

Елена Смородинова
«ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»
19 июня 2014
Оригинал интервью