29 января в столичном театре «Школа драматического искусства» — премьера спектакля «Вишневый сад».Последнюю пьесу классика поставил художественный руководитель Актерско-режиссерской лаборатории в «ШДИ», ученик создателя театра Анатолия Васильева Игорь Яцко. Накануне «ВМ» поговорила с режиссером постановки.

— Игорь, в чем загадка Чехова?

— Он очень тонкий автор, у которого нет однозначных красок. Чехова нельзя делать без любви к человеку. Не секрет, что есть произведения, в которых люди отсутствуют, а присутствуют идеи. «Вишневый сад» — комедия, и в ней люди существуют в определенных обстоятельствах. Поэтому без знания человеческой психологии эту пьесу поставить невозможно. Но при этом только на показе взаимоотношений персонажей останавливаться нельзя. В пьесе есть более высокая планка, небесный символ, к которому поднимается каждый персонаж в отдельности.

— Из всех русских писателей и драматургов Чехов самый популярный на Западе. Почему так часто мир обращается к Чехову?

— Из всех писателей Чехов тоньше всего относится к читателю. Все чувствуют, что среди подводных камней, которых много в его произведениях, существует рельеф. Это не какое-то болото, без дна и почвы.., а с четкой графической конструкцией основания. Чехов тонко выписывает ткань, но при этом позволяет себе резкие, даже грубые ходы.

КСТАТИ

Премьера пьесы «Вишневый сад» состоялась 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Ее режиссерами выступили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Кстати, Станиславский исполнил в постановке еще и роль Гаева. Ну а роль Раневской досталась супруге драматурга — Ольге Книппер-Чеховой.

До революции 1917 года «Вишневый сад» шел в порядка 10 театрах. А вот в СССР пьесу Чехова поставили 32 театра, включая МХАТ, Театр сатиры, Малый театр, Театр на Таганке, «Современник», РАМТ, «Ленком». Было снято по ней и 8 фильмов, причем первая экранизация появилась на свет в 1936 году в Японии благодаря режиссеру Морато Макото.

Анжелика Заозерская
«ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»
28 января 2015
Оригинал интервью