«В конце 80-х годов я был студентом Анатолия Васильева. Игорь, молодой актер из Саратова тогда приехал поступать к Васильеву. Так мы и познакомились. Мои первые впечатления о нем: очень целеустремленный старательный молодой человек, который, по его словам, восхищался моими работами.

Мы тогда активно занимались исследованиями Достоевского, Дюма, Мопассана, Пиранделло. Я даже занял его в своей студенческой работе по «Идиоту» Достоевского, которую мы показывали в Зальцбурге. Это был интересный опыт.

В самый первый период его работы у Васильева он усердно и сознательно делал профессию.

Потом я надолго уехал, и жизнь театра была от меня далека. Новая встреча произошла спустя много лет, когда трагически погиб Владимир Лавров, который играл Сальери в спектакле Васильева. Тогда Васильев предложил мне ввестись на эту роль. Это был 2000 год. В Москве в театре у Васильева я увидел Игоря.

Игорь — это человек, который рядом с Мастером прошел все этапы становления и эволюции метода Васильева. Их отношения с Васильевым…. Я даже не знаю с чем сравнить. Это уникальное явление. На ум приходит только Томас Ричардс, последователь Ежи Гротовского, его отношения и работа со своим Мастером.

Вновь встретившись, я увидел, что с Игорем произошла метаморфоза: из просто старательного студента он превратился в зрелого мастера.

На роль Сальери я вводился именно с ним. Да, Васильев, руководил процессом, но вся черновая, кропотливая, ежедневная работа по вводу в спектакль «Моцарт и Сальери» проводилась Игорем. Я бесконечно благодарен ему за то, что он показал мне все тайники, все потаенные закоулки этого спектакля, которые выстраивались годами.

Игорь стал для меня абсолютно надежным партнером, и не только в этом спектакле. Если бы меня спросили, кого Вы можете назвать настоящим другом и идеальным партнером на сценическом пространстве, я не задумываясь сказал бы — Игорь Яцко. С точки зрения театра как искусства партнерского, Игорь — воплощение идеального партнера…

Игорь — это уникальная история освоения метода Васильева. Он прошел весь путь, в отличие от многих, кто уходил, ломался, начинал заниматься своими идеями. Например, в моем случае, я не устоял перед соблазном свободы и своего поиска. А вот Игорь устоял, и приехав я увидел Игоря в расцвете! В расцвете личной формы… В расцвете возможностей театра…

Да, идея театра Васильева заключается в неком элементе служения, и Игорь — пример этого служения, что вызывает у меня огромное уважение. Духовный поиск, отказ от соблазна свободы. Я могу сравнить Игоря с Йозефон Кнехтом Германа Гессе, слугой в духовном смысле этого слова, который по закону духа пошел до конца.»

Григорий Гладий — актер театра и кино, педагог, режиссер, ученик Анатолия Васильева.
Вместе с Игорем Яцко играл в спектакле «Моцарт и Сальери. Requiem» в Риме, Амстердаме и Авиньоне.
Июль 2007 года.
Специально для сайта www.igoryatsko.ru
Перепечатка материала возможна только с разрещения администрации сайта.